Учёные выяснили, что щенки способны имитировать действия человека

19 февраля, Кивамаркет-Новости Науки. В эксперименте Клаудии Фугацци участвовали домашние волчата, щенки и котята, которые воспитывались в человеческих семьях, были социализированы, вели типичный образ жизни семейного животного-компаньона.

Тесты проводились дома у владельцев животных или на кафедре этологии Университета Этвеша Лоранда. Исследовательская работа была опубликована в журнале Scientific Reports.

В ходе эксперимента, проведённого венгерскими зоологами, в котором приняли участие 39 котят, 4 щенка и 8 волчат, выяснилось, что щенки умеют спонтанно копировать действия человека

Считается, что копирование определённых действий связано с обучением и демонстрирует принадлежность к стае.

Исследователи из Будапештского университета сравнили действия животных из каждой экспериментальной группы и пришли к выводу, что щенята имитируют действия людей лучше, чем котята, причём делают это без какого-либо поощрения.

Ранее имитация человеком чужих действий считалась уникальной для социализации людей.

Венгерские исследователи учитывали присущую собакам общительность и предположили, что они более расположены копировать человеческие действия, чем другие виды животных. Это предположение учёные решили доказать экспериментальным путём и обнаружили, что щенки действительно обращают больше внимания на действия человека, чем волчата и котята. При этом щенки собак и щенки волков соответствовали человеческой демонстрации действий в 70% случаев.

Стоит учитывать, что копирование действий человека щенятами отличалось от действий, воспроизводимых ими в отсутствие демонстрации. Эти результаты подтвердили мнение учёных о том, что собаки способны проявлять внимание к людям и копировать их поведение, даже без пищевого вознаграждения.

Экспериментальная установка. В свободном исследовательском испытании и в экспериментальных испытаниях демонстратор находится на расстоянии досягаемости от объекта. Хозяин нежно держит собаку перед собой. В испытаниях с демонстрацией экспериментатор устанавливает зрительный контакт и использует остенсивную коммуникацию до и во время демонстрации. Фото: www.nature.com

Данная спонтанная тенденция может иметь практическое значение в разработке методов дрессировки щенков, которые основываются на естественной предрасположенности щенков к социальному обучению, а не на общепринятых до сих пор методах закрепления обучения пищевым вознаграждением. О способности к социальному обучению взрослых собак и щенков собрано большое количество эмпирических данных. Считается, что оно способствует социальной сплочённости в группе. У людей также известна тенденция соответствию действий даже без видимых целей или без дополнительного вознаграждения. К такому спонтанному копированию способны и шимпанзе, которые даже умеют распознавать, что человек копирует их собственные действия.

Кошки и собаки различаются по своим первоначальным, наследственным социальным системам. Фото: chudo.prirody.com

Волки – это вид наиболее близкий к предкам собаки. Расхождение волка и современного вида собаки произошло приблизительно 20 000 – 40 000 лет назад. Кошки же были одомашнены приблизительно около 10 000 лет назад, их предки были охотниками-одиночками в отличие от предков собак, которые охотились стаями. Одомашненные собаки выполняли кооперативные функции, в то время как кошки так и остались одиночками-охотниками, так как для человека, в основном, была ценна их способность ловить грызунов-вредителей.

Эти важные аспекты развития эволюционной истории собак и кошек могли повлиять на их склонность к социальному взаимодействию с людьми.